Симс 2 и Индийское кино - наши друзья навек

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Симс 2 и Индийское кино - наши друзья навек » Боги и божества » От А до Я (Мифология Индии)


От А до Я (Мифология Индии)

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Мифология Индии по алфавиту от А до Я

Источник: http://www.foxdesign.ru

0

2

А

Аватары - "нисхождения" Вишну на землю в разных обликах ради ее спасения. Доктрина аватар, отождествляющая с Вишну ранее самостоятельные образы местных народных культов, способствовала вытесннию аристократически замкнутого древнего брахмаизма. Наиболее чтимые аватары: 1 - Матсья - "рыба"; 2 - Курма - "черепаха"; 3 - Вараха - "вепрь"; 4 - Нарасинха - "Человек-лев"; 5 - Вамана - "карлик"; 6 - Парашурама - "Рама с топором"; 7 - Рама; 8 - Кришна; 9 - Будда; 10 - Калки - "Белый конь".

Авила - бог, входивший в группу Васу.

Агастья - святой покровитель дравидийского Юга. В мифологии эпоса образ появился поздно. В некоторых текстах именуется сыном Урваши от Митры и Варуны, в пуранах - сыном Пуластьи. В поздней мифологии отождествляется со звездой Канопус.

Агни - "огонь" - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра в ведийской и индуистской мифологиях. По числу упоминаний в "Ригведе" занимает второе место после Индры. Главный из земных богов, персонификация священного огня. Основная функция - посредничество между людьми и богами. Жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. По разным описаниям имеет три головы или ни одной. Характерны отождествления с разными богами, людьми, животными. Имеет множество ипостасей - огонь на небе (солнце, молния), в водах, жертвенного костра, старый, молодой. Многочисленны версии происхождения: рожден в водах, возник на небе, родился от самого себя, от трения двух кусков древесины (как акт зачатия). Родители - Дьяус и Притхиви (Небо и Земля). В пуранах именуется сыном Ангираса, но в кн.III "Махабхараты" об Ангирасе говорится как о приемном сыне Агни. Агни также упоминается как сын Дакши, Дакшины, Илы, Пришни, жреца. Имеет тройственную природу: родился в трех местах - на небе, среди людей и в водах; имеет три жилища, троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка. Дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, уничтожает врагов, тьму. Многочисленны имена, но высшее из них хранится в тайне - Асура, пожиратель жертвы; первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т.п. Функция Агни, как космической силы вводится в рамки учения о четырех мировых периодах (Юга); функция Агни как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Агни становится одним из хранителей мира (Локапалы), ему отдается во власть юго-запад, иногда и восток.

Адити - "несвязанность", "безграничность" - богиня-мать богов, составляющих класс адитьев. В "Ригведе" является третьей дочерью Дакши и сестрой Дити и Дану. Одна из жен Кашьяпы, мать двенадцати адитьев. В ведийский период считалось, что у Адити семь сыновей (седьмой Индра). Иногда упоминается восьмой, отвергнутый Адити, сын Мартанда (прародитель смертных Вивасват, родившийся без рук и без ног). Позднее Адити приписывается двенадцать сыновей и особенно подчеркивается роль Вишну. Иногда Адити выступает в роли матери царей. Связана со светом. Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате. Ушас - ее отражение. Заполняет воздушное пространство, поддерживает небо и землю ("Яджурведа"), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище. Связывается с отпущением грехов. Отождествлялась с землей, небом, в ритуале - с коровой. Физические черты в описании почти отсутствуют: характеризуется как небо, воздушное царство, мать (отец и сын).

Адитьи - группа богов, состоящая в Ведах из семи или восьми членов: Варуна, Вивасват, Вишну и др. В послеведийский период в группу включаются боги Индра, Тваштар, Савитар и др. и число их возрастает до двенадцати, вместе с тем из числа адитьев исключается Дакша. По одной из версий "Махабхараты" двенадцать светлых сыновей-адитьев были детьми Адити. Царем адитьев был старший из дайтьев - Хираньякашипу. Позднее имя Адитья чаще всего относится к богу Вивасвату и становится синонимом Солнца.

Амбика - одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси.

Анала - бог, входивший в группу Васу.

Ангирас - по текстам "Махабхараты" третий сын Брахмы, рожденный из его уст. Основоположник рода святых мудрецов Ангирасов. В пуранах именуется отцом Агни, в кн.III "Махабхараты" об Ангирасе говорится как о приемном сыне Агни.

Анджана - апсара, небесная дева, проклятая богами за прегрешение. Была превращена в обезьяну и стала женой вождя обезьян Кесари. Мать Ханумана (отец - Ваю).

Апа - воплощение вод. По некоторым источникам считался старшим из Васу.

Апсары (апсарасы) - "движущиеся в водах" - образы низшей мифологии, первоначально сходные с нимфами, наядами или русалками европейских мифологий. Ассоциируются с гандхарвами. В "Ваю-пуране" упоминаются апсары двух видов - "мирские" (лаукика) и "божественные" (дайвика). В небесную сферу переносятся позднее, где становятся танцовщицами и куртизанками в царстве Индры. По некоторым версиям апсары появляются в числе прочих сокровищ при знаменитом пахтании океана (по одной из версий это происхождение приписывается лишь одной из их числа - Рамбхе). Считаются дочерьми Муни или Капплы и Кашьяпы. По версии кн.I "Вишну-пураны" апсары возникли при творении из тела Брахмы вместе с другими мифическими существами.

Аруна (Ариштанеми) - бог рассвета, колесничий Сурьи (Солнца), живет на востоке. В некоторых версиях пуран - сын Кадру или Дану. Имя Ариштанеми носит также один из сыновей Брахмы или сам Кашьяпа.

Асуры - старшие братья богов, демоны Вала, Вишварупа и Вритра. Первоначально, в древнейших текстах Ригведы, слово "асура" означало любое существо, обладавшее сверхестественными силами, т.к. понятия бога и демона не различались. Позднее - злое змееподобное чудовище, противостоящее богу ("дэву"). В родственной иранской мифологии разграничение понятий обратное - "ахура" означает бога, а "див" - злого духа. В Ведах изображаются как змееподобные чудовища, воплощение враждебных человеку сил природы. В эпосе их образы антропоморфизированы. По версии "Махабхараты" асуры - общее название дайтьев и данавов, сыновей Кашьяпы и его жен Дити и Дану. Были врагами адитьев, божественных сыновей Адити и Кашьяпы. Обладали могучими силами, мудростью, знали тайны волшевства (майя), могли принимать различные образы или становиться невидимыми. В горных пещерах охраняли несметные сокровища. Согласно ведам, асуры имели три укрепленных города: один из железа, второй из серебра и третий из золота. В более поздних сказаниях города были объединены в Трипуру, которая заняла свое место на небе. Первоначально асуры были добродетельны и соблюдали священные обряды, но после того, как они возгордились своими силой и мудростью и перешли на сторону зла, счастье покинуло их и перешло к богам.

Атри - второй сын Брахмы, рожденный из его глаз, отец Дхармы.

Ахан - по некоторым источникам считался старшим из Васу.

Ашвины - "рожденные от коня" - боги сумерек и утренней и вечерней звезд. Сыновья Вивасвата и Саранью, превратившихся в коней. Братья смертных близнецов Ямы и Ями, по отцу - братья Ману, Шани и Тапати. Из-за своего родства с людьми, Ашвины более благосклонны к ним, чем остальные боги. Обладают мудростью и целительной силой. Изображаются в виде прекрасных юношей на золотой колеснице, запряженной крылатыми конями. Их спутница - дева Сурья. Исследователи сближают образы Ашвинов с Диоскурами греческой мифологии. Первоначально почитались в образе коней. В некоторых версиях мифа о сватовстве Сомы Ашвины выступают как сваты Сомы - они приходят к Солнцу просить руки его дочери для бога луны. Первое упоминание - "Ригведы". В Ведах Ашвины именуются обычно "детьми Неба" (Дьяуса). По именам - Насатья и Дасра - они различаются уже в эпической мифологии, В Ведах эти эпитеты в равной степени относятся к обоим братьям ("Дружественный", "Помогающий").

0

3

Б

Бали - царь асуров (кн.VII "Рамаяны").

Брахма - Творец, Прародитель - включается в верховную триаду богов, но в позднем индуизме его жизнь ограничена определенным сроком и, в отличии от Вишну и Шивы, он умирает и рождается снова. По одной из версий "Махабхараты" возник из Хираньягарбха (Золотого Яйца). Из расколотого Яйца создал Небо и Землю, создал воздушное пространство, стороны света, положил начало времени. Число и имена сыновей Брахмы варьируются в различных эпических и пуранических текстах. Наиболее распространенный вариант - шесть великих Владык созданий: Маричи, старший сын, рожденный из души Творца, Атри, рожденный из глаз, Ангирас, рожденный из уст, Пуластья, рожденный из правого уха, Пулаха, рожденный из левого уха, Крату, рожденный из ноздрей Творца. Нередко все шестеро объявляются "духорожденными" ("манасоджа"), но в некоторых версиях пуран только Маричи рождается из души Брахмы, остальные же - чудесным образом из различных частей его тела. Иногда Маричи и другие боги имеют иное происхождение: например, в мифе "Брахмавайварта-пураны" (кн.I) Маричи рождается из плеча Брахмы, Атри - из правой ноздри, Крату - из левой. Седьмым из Владык созданий был Дакша, вышедший из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь Вирини. В "Махабхарате" и пуранах сыновьями Брахмы, кроме перечисленных шести и Дакши, называются Бхригу, рожденный из кожи Творца, Рудра-Шива, рожденный из гнева Брахмы, Васиштха, рожденный из дыхания Брахмы, Хети рожденный из стопы Брахмы, Парада, Дхарма, Вишвакарман и др. В пуранах и эпосе Брахма - отец Менаки. Женой Брахмы чаще всего является Савитри, но иногда называется Лакшми. Изображается Брахма обычно с четырьмя головами. Согласно некоторым текстам пятой головы его лишил Шива, наказав за гордыню. Головы Брахмы иногда отождествляются с четырьмя Ведами. Жизнь Брахмы длится 100 его лет. День жизни Брахмы составляет Махаюгу и равняется 12000 "божественных" лет или 4320000 "человеческих" лет. Когда истечет жизнь этого Брахмы, Господь сотворит нового Брахму, и все начнется сначала.

Будда - девятая аватара Вишну.

Будха - олицетворение планеты Меркурий. Сын Сомы, отец Пурураваса (мать - Ила).

Будхи - "разум". Супруга Ганеши.

Бхригу - восьмой сын Брахмы, родившийся из кожи Творца, отец Ушанаса Кавьи.[/b]

0

4

В

Вала - "пещера" - демон мифической пещеры, в которую заточаются похищенные коровы-воды. Иногда считается братом Вритры.

Вали - дух разрушения.

Вамана - "карлик" - пятая аватара Вишну.

Вараха - "вепрь" - третья аватара Вишну.

Варуна - "владыка ночи" - верховный бог, вытеснивший Дьяуса. Грозный судья и каратель людских грехов. Первое упоминание - "Ригведы". Позднее, в Брахманах, являлся богом земных и атмосферных вод. В период эпической мифологии ("Махабхарата") - бог океана, один из локопал, властитель Запада. В Ведах ассоциируется с ночью. Один из двенадцати адитьев - сыновей Адити и Кашьяпы, брат Индры, Вивасвата, Вишну, Митры. В некоторых текстах именуется отцом Агастьи. Муж или отец Варуни. В Ведах водянка - обычная кара, насылаемая им на нарушивших его веления. В "Рамаяне" этот мотив отсутствует.

Варуни - одно из имен Суры. В пуранах является женой или дочерью Варуны.

Васиштха - в эпосе выступает как сын Брахмы, рожденный из его дыхания.

Васу - "благодетельные" или "блистательные" - группа богов. Первоначально находилась на периферии ведийского пантеона. Старшим, по одним источникам, считался Ахан, по другим - Апа. В группу входили боги Авила, Анала.

Вач - богиня, являвшаяся персонификацией Речи. В Брахманах излагается миф о богине Вач, выманившей, по поручению богов, у гандхарвов сому (в кн.III "Шатапатхабрахманы").

Ваю - бог ветра. Отец Ханумана (мать - Анджана). Первое упоминание - "Ригведы". Образ восходит к древнеиранской "Авесте". В период эпической мифологии ("Махабхарата") становится одним из локопал и властителем одной из промежуточных сторон света.

Вивасват (Мартанда) - "мертворожденный" - бог солнца. В ведийской мифологии - восьмой (в некоторых версиях седьмой) сын Адити и Кашьяпы, последний из ее сыновей-адитьев, отвергнутый матерью и братьями из-за своего уродства, т.к. он родился без рук и без ног, а его рост был равен ширине. Братья отсекли от него все лишнее, превратив в человека, и Вивасват стал прародителем смертных на земле. Из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон. Миф о его рождении упоминается в кн.Х "Ригведы" и приводится в "Шатапатха-брахмане" (кн.III). Позднее Вивасват сам сравнялся с братьями-богами, став богом солнца. В этом качестве он стал зваться Сурья. Первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Муж Саранью, отец близнецов Ямы и Ями, Ашвинов Насатьи и Дасры (мать - богиня Саранью), Ману, Тапати и Шани (мать - Санджня, смертная копия Саранью, созданная богиней).

Видьядхары - "ведуны" - духи гор и лесов, ассоциируемые с Куберой и Шивой.

Вирини - Ночь ( Ратри). Дочь Брахмы, рожденная из пальца на его левой ноге. Жена Дакши, мать пятидесяти дочерей, тринадцать из которых Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь, ставших созвездиями на небе, - Соме, десять дочерей стали женами Дхармы.

Вишвакарман - "всесоэидатель" - эпитет бога-Творца. В послеведийской мифологии заменяет Тваштара в функции божественного мастера и зодчего. В некоторых текстах является сыном Брахмы или Прабхасы, внуком Дхармы.

Вишварупа (Триширас) - "принимающий все образы". В "Махабхарате" чаще носит имя Триширас, "Трехглавый". Один из древнейших образов в индийской мифологии.

Вишну - одно из верховных божеств, хранитель мироздания. Младший из двенадцати адитьев, сыновей Адити и Кашьяпы, первоначально считавшийся лишь одним из его воплощений. Образ появился из местных, неарийских культов и при первых упоминаниях в Ригведе занимал малозаметное место. В Ведах - второстепенное божество, связанное, по одной из версий, с мифологией солнца. К Адитьям не причислялся. В период брахманизма был связан с обрядом жертвоприношения и с солнцем. Начиная с Брахман значение его стремительно возрастает, и в позднем эпосе он уже стоит особняком от Адитьев. в период возникновения в индуизме концепции Тримурти, выступает в роли хранителя вселенной. Доктрина о десяти аватарах Вишну сложилась окончательно только к Х в. н.э. Начиная с поздневедийской эпохи отождествляется с жертвоприношением и носит эпитет Яджняпуруша. Муж Лакшми. Наиболее употребительные имена Вишну - Кришна, Нараяна, Хари, Мадхава, Хришикеша, Кешава, и др.

Вритра - демон засухи. Имя происходит от корня "вар" - "покрывать, окутывать, заключать внутри себя".[/b][/b]

0

5

Г

Гандхарва - дух, обитающий на небосводе, где он сторожит сому (вариант, изложенный в "Ригведе", где Гандхарва предстает в единственном числе). Ассоциируется с радугой (иранская параллель - Гандарева, имя дракона). В "Атхарваведе" гандхарвы (во множественном числе) вместе с апсарами выступают как вредоносные духи лесов и вод, оборотни. Иногда имеют зооморфический облик, напоминают суккубов и инкубов христианской средневековой демонологии. Некоторые исследователи соотносят индийских гандхарвов с кентаврами греческой мифологии.

Гандхарвы - мифические существа, ассоциирующиеся с киннарами и похожие на кентавров.

Ганеша - слоноголовый бог мудрости и устранитель препятствий. Версии появления Ганеши сильно отличаются друг от друга. По одной из версий - сын Шивы и Парвати, брат Сканды. По версии "Вараха-пураны" он возник из сияния величия Шивы, которого боги просят создать его, дабы это создание препятствовало свершению злых деяний. Голову Ганеша теряет вследствие проклятия Парвати, недовольной его появлением на свет. Жены - Буддхи ("разум") и Сиддхи ("успех"). В индуистском пантеоне появляется поздно, но занимает почетное положение.

Гуха - "спрятанный" - одно из имен Сканды.

Гухьяки - горные духи

0

6

Д

Дайвика - "божественные" апсары.

Дайтьи - грозные демоны, дети Кашьяпы и Дити. Старший из демонов и царь асуров - Хираньякашипу. Вместе с данавами назывались асурами и являлись врагами адитьев, божественных сыновей Адити и Кашьяпы.

Дакша - один из Владык созданий. В "Махабхарате" - седьмой сын Брахмы, вышедший из большого пальца на его правой ноге. В Ведах - один из Адитьев. Имя это родственно латинскому dexter, славянскому "десница", что объясняет ассоциацию с правой стороной. В "Брахмавайварта-пуране" Дакша рождается из правого бока Творца (из левого - Бхригу). Муж Вирини. Отец созвездий лунного зодиака, отец пятидесяти дочерей (мать - Вирини), тринадцать из которых были отданы в жены Кашьяпе, двадцать семь, ставшие созвездиями на небе, - Соме, десять дочерей стали женами Дхармы.

Дакши - мать Савитри, Сурабхи, Сати, Сарасвати, Лакшми.

Данавы - могучие исполины, дети Кашьяпы и Дану. Вместе с демонами-дайтьи назывались асурами и являлись врагами адитьев, божественных сыновей Адити и Кашьяпы.

Данаю - мать Вритры и прочих драконов (отец - Кашьяпа).

Дану - одна из пятидесяти дочерей Дакши и Вирини, одна из жен Кашьяпы, мать могучих исполинов-данавов.

Дахана - "горящая" - одно из имен Ушас в ведийской литературе.

Деви - "богиня" (древнеиндийское) - одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси. Культ восходит к древнему культу Богини-Матери (3 тыс. до н.э.). В соответствии с двумя основными аспектами Шивы, благим и губительным, Деви выступает в двух обликах и имеет несколько ипостасей.

Дити - старшая дочь Дакши и Вирини, одна из жен Кашьяпы, мать грозных демонов-дайтьев, старшим из которых был Хираньякашипу.

Дурга - богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка при возникновении опасности со стороны демонов. Одно из имен супруги Шивы Деви в ее грозной ипостаси. В образе объединяются два противоречивых и разнородных по своему характеру женских божества: сострадательная и милосердная Ума и жестокая и кровожадная Кали, требующая человеческих жертв.

Дханваптари - "движущийся по излучине" - бог врачевания, мифический автор системы древнеиндийской медицины, известной под названием "Аюрведа".

Дхарма - бог справедливости, олицетворение понятия закона морального правопорядка - дхармы. В эпосе иногда идентифицируется с Ямой, богом смерти. Сын Атри. Муж десяти дочерей Дакши. По некоторым мифам - отец Камы (мать - Лакшми).

Дхармараджа - "царь справедливости" - эпитет Ямы.

Дхунбху - демон, персонификация вулкана.

Дьяус - бог Неба. Одно из древнейших божеств ведийского пантеона, верховный бог ранних гимнов, бог неба и небесного света. Имя восходит к тому же индоевропейскому корню, что и имена "Зевс" и "Юпитер": Dyaus pitar ("Дьяус-отец"), Zeus pater ("Зевс-отец"), Ju-piter ("Юпитер"). Был вытеснен образом Варуны. Муж Притхиви. В "Ригведе" его культ уже находится на стадии угасания, а позднее он совсем исчезает из пантеона и появляется только эпизодически в "Махабхарате", где он причисляется к Васу. Его отождествляют с младшим братом Васу - Прабхасой.

Дэв - постоянное имя любого бога, противопоставляющегося злому существу асуру. В родственной иранской мифологии разграничение понятий обратное - "ахура" означает бога, а "див" - злого духа.

0

7

И

Индра - верховный бог поздних гимнов, вытеснивший Варуну. Бог-громовержец, победитель дракона Вритры, грозившего пожрать вселенную. В период брахманизма формально сохраняет титул "царя богов" и владыки небесного царства, но переходит на подчиненное положение. В период эпической мифологии ("Махабхарата") является богом грома и дождя, одним из локопал и властителем Востока. Формально сохраняет титул "царя богов" и владыки небесного царства, но окончательно переходит на подчиненное положение. В "Атхарваведе" матерью его названа Экаштака. Отцом Индры называют Дьяуса. В Брахманах Индра часто называется младшим сыном Праджапати или говорится о том, что боги сами создали Индру и избрали его своим владыкой. В "Махабхарате" - один из двенадцати адитьев - седьмой сын Адити и Кашьяпы, брат Варуны, Вивасвата, Вишну. Муж Шачи. В Ведах имя супруги Индры - Индрани.

Иоларишван - третьестепенное божество ведийской мифологии. Начиная с "Атхарваведы" выступает как дух ветра, иногда отождествляется с огнем, который он принес с небес на землю (индийский вариант мифа о Прометее, лишенный, однако, мотива борьбы между богами).

Ишана - "владыка" - эпитет Рудры-Шивы.

0

8

К

Кадру - мать змей-нагов (отец - Кашьяпа).

Кала - богиня времени.

Каларатри - олицетворение ночи гибели вселенной. В эпосе и пуранах отождествляется с Ями, сестрой Ямы. Мать ракшасов, жена Хети, иногда считается сестрой Калы.

Кали - второе имя богини Дурги. Отождествлялась с супругой Шивы и являлась одной из ее губительных ипостасей. Имя Кали вероятно связано с именем духа разрушения Вали. Культ Кали сложился на основе древнейшего культа Богини-Матери, известного уже в III-II тыс. до н.э. в городах Индской долины и первоначально процветал среди неарийских народностей Индии. Позднее был включен в культ Умы. Расцвет культа, отличавшегося изуверскими обрядами, включавшими человеческие жертвоприношения, приходится на средние века. Изображалась Кали в виде страшной ведьмы или грозной воительницы, восседающей верхом на льве или тигре, с четырьмя лицами и восемью руками, вооруженной мечом и щитом, луком, диском, петлей, с лотосом, колоколом, блюдом и т.д. В этой воинственной ипостаси богиня носит имена Дурги, объединяющей два противоречивых по характеру женских божества (милосердную Уму и кровожадную Кали), Амбики, Чандики, Чамуиды, Деви ("Богини") или Махадеви ("Великой Богини"), Махсшвари ("Великой Владычицы"). В поздней мифологии культ Умы связывается с мифом о Парашураме. Ренука, мать Парашурамы, отождествляется с Эламма (дравидское имя богини), и в храмах Кали Парашураме посвящаются алтари. Священный текст секты последователей культа Кали - "Маркандея-пурана".

Калкин - "белый конь" - десятая аватара Вишну, мессия, грядущий судия и каратель человечества при кончине мира (согласно учению позднего индуизма).

Кама - бог любви. В эпическом пантеоне появляется поздно - в поздних частях эпоса и в пуранах и становится особенно популярным в санскритской классической поэзии. Изображается с луком и стрелами, которыми поражает сердца. В некоторых текстах считается сыном Брахмы, иногда - Дхармы и Лакшми.

Кашьяпа - в некоторых текстах именуется сыном самого Брахмы, в варианте "Махабхараты" - сын Маричи, отец богов, демонов, людей, птиц, змей, чудовищ, жрецов и многих других существ, населивших небеса, землю и подземное царство. В различных текстах эпоса генеалогия мифических существ и животных, происходящих от жен Кашьяпы, сильно расходится и общепринятой родословной нет, так же как нет и единого перечня имен жен Кашьяпы. По одной из версий "Махабхараты" Кашьяпа был мужем тринадцати дочерей Дакши. Обычно во всех версиях Дити - мать демонов дайтьев, Дану - мать могучих исполинов данавов, Адити - мать двенадцати светлых сыновей-богов адитьев, Вината - мать птиц-супариов, Кадру - мать змей-нагов. Сыновья Дити и Дану, называвшиеся асурами, были извечными врагами сыновей Адити. Относительно потомства других жен Кашьяпы наблюдается раэнобой. Аришта именуется либо матерью некоторых пернатых, либо матерью гандхарвов, Капила - коров, но также гандхарвов и апсар, Mуни - гандхарвов, но в других текстах - апсар. В различных текстах эпоса и пуран упоминаются Симхика - мать Раху и других демонов затмения, Данаю - мать Вритры и прочих драконов, Кродха - мать демонов гнева, и многие другие. В эпосе Кашьяпа часто носит эпитет Праджапати.

Крату - шестой сын Брахмы, рожденный из его ноздрей. Отец шестидесяти тысяч Валакхильи.

Кришна - герой древнего эпического цикла, в позднем индуизме - восьмая, одна из наиболее почитаемых аватар Вишну.. Кришнаизм в средние века являлся наиболее влиятельным из ответвлений внутри вишнуиэма.

Кродха - мать демонов гнева (отец - Кашьяпа).

Кубера (Вайшравана) - бог богатств и повелитель якшей, один из локопал - властитель Севера, царь царей (Раджараджа). Сын Вишравана и Илавилы. По некоторым легендам Кубера - сын Пуластьи, рожденный коровой, Вишравас - его младший брат, Равана с братьями - его племянники.

Кумара - "дитя" - одно из имен Сканды

Курма - "черепаха" - вторая аватара Вишну.

0

9

Л

Лакшми (Шри, Падма) - богиня счастья, красоты и богатства. По одной из легенд возникла при творении, плавающая на поверхности первозданных вод на лепестках распустившегося лотоса. Ассоциируется с лотосом, который считается ее обителью и с которым она отождествляется под именем Падма. Дочь Бхригу или Дакши. В поздней мифологии является женой Вишну, Сурьи, Брахмы или одной из десяти жен Дхармы и матерью Камы, бога любви. В некоторых мифах говорится о соперничестве жен Брахмы - Лакшми, богини счастья, и Сарасвати, богини мудрости.

Локапалы - "хранители мира" - боги-хранители мира. Первоначально четыре (Индра, Яма, Варуна и Агни или Индра, Яма, Варуна и Сома). Позднее - восемь божеств. Каждому из восьми локопал Брахма отдал во власть одну из сторон света: Индра - Восток; Яма - Юг; Варуна - Запад; Кубера - Север; Сома, Сурья, Агни, Ваю - промежуточные стороны света. В иерархии пантеона занимали промежуточную ступень между верховными и второстепенными божествами - ступень, следующую за тремя верховными богами - Брахмой, Вишну и Шивой. Каждому из четырех божеств во власть отдавалась одна из сторон света: Варуна ассоциировался с западом, Яма - с югом, место Куберы, как хранителя севера, первоначально занимал Сома или Индра, а хранителем востока являлся Агни. Окончательное распределение сфер власти, включая промежуточные стороны света, появляется в пуранах.

0

10

М

Мадхава - одно из имен Вишну.

Мадху - ракшас. На месте его обители Шатругхна, младший брат Рамы, основал город Матхуру (кн.I "Вишну-пураны").

Мальяван - вождь ракшасов, старший брат Сумалина.

Маричи - старший сын Брахмы, рожденный из его души. Отец Кашьяпы.

Маруты - боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых. Первое упоминание - "Ригведы". В ведийской мифологии дети Пришпи, в пуранах - дети Дити.

Махадева - "Великий Бог" - эпитет Рудры-Шивы.

Махадеви - "Великая Богиня" - одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси.

Махсшвари - "Великая Владычица" - одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси.

Матсья - "рыба" - первая аватара Вишну.

Менака - апсара, славящаяся своей красотой. В пуранах и эпосе является дочерью Брахмы и женой Химаната, мать Шакунталы.

Митарившан - дух ветра. По просьбе Вивасвата принес огонь с небес на землю.

Митра - в Ведах ассоциируется с днем. К этому божеству взывали при заключении всякого рода дружеских союзов, что привело к тому, что имя Митры стало нарицательным и обозначало "друг". Значение этого древнего божества уменьшается уже в ведийскую эпоху.

Мритью - "смерть" - либо самостоятельное божество мужского рода, спутник Ямы, либо отождествление с Ямой.

0

11

Н

Найрриты - разновидность ракшасов, создателем которых считался Ниррити.

Намучи - самый могучий из асуров. Сын Дану и Кашьяпы. Был убит Индрой. Миф о победе Индры над Намучи рассказывается в "Шатапатха-брахмаве" и некоторых других источниках.

Нарасинха - "человек-лев" - четвертая аватара Вишну.

Нараяна - бог или мудрец. Сын Дхармы и Ахинсы, брат Пары.

Нараяна - одно из наиболее употребительных имен Вишну в позднем индуизме.

Ниррити - бог разрушения. Отец найрритов, разновидности ракшасов.

0

12

П

Падма - "лотос" - одно из имен Лакшми.

Пара - бог или мудрец. Сын Дхармы и Ахинсы, брат Нараяны. В эпосе ассоциируется с Нараяной. Олицетворяет "непричинение зла". В пуранах ассоциируется с Вишну.

Парашурама - "Рама с топором" - шестая аватара Вишну.

Парвати - светлая ипостась супруги Шивы Деви, мать Сканды и Ганеши.

Пашупати - "повелитель животных", "владыка зверей" - эпитет Рудры-Шивы.

Прабхаса - бог из группы Васу. Младший брат Васу. В "Махабхарате" с ним отождествляют Дьяуса. В некоторых текстах - отец Вишвакармана.

Праджапати - верховный бог, бог-творец верховный бог периода Брахман, создатель вселенной и отец других богов, в эпосе и пуранах - эпитет сыновей Брахмы, первых существ, рожденных в созданном им мире.

Праматхи - незримые призраки, мучающие людей во сне. Разновидность демонических существ ракшасов, входящая в свиту Шивы.

Притхиви - богиня земли. Жена Дьяуса. Эта пара являлась "всеобщими родителями". Первое упоминание - Ригведы.

Пуластья - в пуранах именуется отцом Агастьи, ракшасов и якшей.

Пулома - дочь асура, прародительница демонического племени пауломов, разновидности данавов.

Пуломан - сын Дану, отец Шачи. Победа Индры над Пуломаном упоминается в эпосе и пуранах.

0

13

Р

Равана - царь ракшасов.

Ракшасы (ятудханы, нишичары) - один из основных классов демонов, упоминаемый, начиная с "Ригведы". В Ведах ракшасы изображаются как ночные бесы, оборотни, являющиеся в облике различных зловещих животных или птиц. В "Атхарваведе" они принимают человеческий облик, обычно чудовищный и устрашающий - трехголовые, четырехглазые, с рогами на руках и т.п. Позднее ракшасы становятся великанами-людоедами, живущими в лесах и нарушающими обряды святых отшельников. В "Рамаяне" их образы начинают терять мифологический характер и появляются черты реальной народности, возможно живущей в Южной Индии. Одного варианта происхождения не существует. В эпосе прародителем их и якшей называется Пуластья, найрриты, разновидность ракшасов, происходят от зловещего божества Ниррити (Разрушение). В "Рамаяне" ракшасы и якши создаются Брахмой как хранители первозданных вод. Этимология слова "ракшас" связана с "ракш" - "защищать, охранять". Согласно другому толкованию "ракшасы" - "вредоносные существа, от которых следует защищаться". Другие названия ракшасов - ятудханы ("колдуны"), нишичары ("бродящие в ночи").

Рама - седьмая аватара Вишну.

Рамбхе - одна из апсар, появившаяся, по одной из версий, в числе прочих сокровищ при пахтании океана.

Рамоха - одна из апсар.

Ратри - богиня ночи. В Ведах - сестра Ушас. Самостоятельной роли почти не играет.

Раху - асур, демон затмения, прародитель комет и метеоров. Изображался в виде головы дракона. В древнеиндийской астрономии рассматривался как самостоятельная планета. С кометой отождествлялся его хвост Кету.

Рта - "истина".

Рудра - "красный" (арийское) - прототип Шивы. Муж Сати. В Ведах отражает архаические представления мифологии доарийского населения Индии. Божество, отражающее элементы архаических культов плодородия с их фаллической символикой и несущее на себе черты древних верований доарийского населения Индии. Его прототип усматривают в изображениях рогатого божества на печатях, найденных при раскопках древнейших городов долины Индра (III - II тыс. до н.э.). Образ появился из местных, неарийских культов и при первых упоминаниях в Ригведе занимал малозаметное место. Позднее становится более известен под именем Шива. Согласно ведам, Рудра являлся порождением гнева Брахмы, и "вышел из его чела, подобный пламени гнева". В нем воплотились все разрушительные силы и самые грозные свойства богов. Был свирепым и одиноким. Обитал в пустынных северных горах на Химавате. Изображался в виде дикого охотника, одетого в шкуры, с красным телом и черными волосами, стянутыми в узел. Атрибут - черный лук и стрелы, несущие болезнь и смерть. Согласно другой версии, Рудра был создан богами, сыновьями Праджапати, для того, чтобы покарать самого Праджапати за грех кровосмесительной связи с дочерью Ушас ("Айтарея-брахмана", кн.III). По версии, переданной в "Каушитаки-брахмане" (кн.VI) боги, сыновья Праджапати, видят свою сестру Ушас, явившуюся на востоке, и из их семени, выпавшего при этом и собранного Праджапати в золотой сосуд, рождается тысячеглазое и тысяченогое божество Рудра. Отождествлялся с созвездием Ардра. Носил имя Пашупати (Владыка зверей).

Рудры - зловещее воинство демонических змееподобных существ, составляющих свиту Рудры в ведийской мифологии. В послеведийский период - группа из одиннадцати второстепенных божеств, составляющих вместе с двенадцатью Адитьями и восемью Васу, а также двумя Ашвинами (или Дьяусом-Небом и Притхиви-Землей) традиционный пантеон "Тридцати трех".

Руру - "олень". В пуранах является незначительным божеством из группы Вишведевов.

0

14

С

Савитар - бог солнца. Отец Савитри. Первое упоминание - Ригведы.

Савитри - богиня. Согласно тексту "Ригведы" - персонификация гимна богу Савитару. Одно из имен девы Сурьи. Дочь Савитара, иногда считается дочерью Дакши и женою Дхармы или женою Брахмы.

Саптаршаяс - "семь мудрецов" - группа персонажей божественного или полубожественного происхождения. Часто в этой группе объединяются "духорожденные" сыновья Брахмы, именующиеся Праджапати, изначальные творцы, позднее в ее состав включают великих мудрецов и другого происхождения. Иногда отождествляются с Ангирасами. В различных текстах встречаются несколько вариантов имен. Наиболее часто встречающийся перечень: Атри, Вишвамитра, Бхригу, Гаутама, Джамадагни, Бхарадваджа и Васиштха. Нередко включаются Кашьяпа, Маричи, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша. В некоторых версиях мифа о потопе Семь мудрецов сопровождают Ману на корабле. В индийской астрономии Семь мудрецов отождествляются с созвездием Большой Медведицы.

Саранью - дочь Тваштара, жена Вивасвата. Иногда выступает в зооморфическом образе в виде кобылицы. Миф о женитьбе Вивасвата на Саранью упоминается в кн.Х "Ригведы" и более подробно излагается в комментарии Саяны (XIV в.). В позднейших пуранических версиях Саранью заменяет Санджня. Мать близнецов Ямы и Ями, Ашвинов Насатьи и Дасры (отец - Вивасват).

Сарасвати - богиня мудрости и красноречия. По некоторым мифам - одна из жен Брахмы и соперница другой его жены - Лакшми. Женская параллель Ганеши. Образ восходит к ведийскому божеству одноименной реки.

Сарасвати (Сарсути) - речная богиня (в Ведах), воплощение или олицетворение реки Сарасвати, протекавшей в ведийскую эпоху на границе области расселения арийских племен и почитавшейся священной. Позднее отождествляется с богиней Вач и в эпический период становится богиней мудрости и красноречия. Считается дочерью или женой Брахмы или дочерью Дакши.

Сахасракша - "тысячеглазый" - эпитет Индры в эпосе. "Тысяча глаз" на теле Индры объясняется как тысяча позорных знаков, появившихся в следствие проклятия Гаутамы за соблазнение Ахальи.

Сварбхану
- демон затмения в Ведах.

Сваямбху - "самосущий" - эпитет Брахмы как бога-творца, существующего изначально и никем не сотворенного.

Семь Матерей - группа полубожественных, полудемонических существ, восходящая к матриархальной мифологии. Соотносятся с главными богами пантеона как "божественные матери", ипостаси их жен-богинь. Носят имена: Брахми, Махешвари, Каумари, Ваишнави, Варахм, Яндрани, Чамунда. Изображаются обычно как ведьмы со страшным обликом, пожирательницы мертвых, духи болезней. Чаще всего ассоциируются с Кали, иногда включаются в свиту Сканды.

Сиддхи - "совершенные", "святые" - полубоги, обитающие в поднебесье. Считаются бессмертными до истечения махаюги, т.е. до гибели Вселенной.

Сиддхи - богиня искусства и колдовства, жена Варуны.

Симхика - мать Раху и других демонов затмения (отец - Кашьяпа).

Сканда (Карттикея, Кумара, Гуха) - "прыгающий" - бог войны, предводитель небесного воинства в битвах с демонами. Появляется в поздних частях эпоса и в пуранах, отодвинув на второй план Индру. Древнее божество, но в эпический пантеон включается поздно. В эпосе нет единой версии его происхождения. Считается сыном Шивы и Парвати, в некоторых текстах - Агни, Брахмы, старшего сына Брахмы Санаткумары, Криттик или Ганги. Согласно некоторым текстам является сыном Агни, усыновленным Шивой. Его свиту составляли демонические существа с чудовищным обликом, духи болезней, древних Матерей, людоедов, бесов войны и т.п. В поздней мифологии и иконографии изображается верхом на павлине. В ранних текстах часто ассоциируется с козлом, выступавшим в качестве зооморфического символа огня. Имя Сканда толкуется как "прыгающий" (подобно огню или козлу).

Сома (Сом) - бог луны. Первоначально являлся олицетворением ритуального напитка или растения, из которого он приготавливался. Первое упоминание - Ригведы. Богом луны окончательно становится в послеведийском пантеоне в период Брахман. В период эпической мифологии (Махабхарата) становится одним из локопал и властителем одной из промежуточных сторон света. Чаще именуется сыном Атри, иногда - сыном Дхармы, в некоторых легендах - отец Будхи. Муж двадцати семи дочерей Дакши, ставших небесными созвездиями.

Сумалин - младший брат вождя ракшасов Мальявана.

Сура (Варуни) - олицетворение хмельного напитка. В пуранах именуется Варуни и является женой или дочерью Варуны.

Сурья - бог солнца. пересекающий небо на блистающей колеснице Имя имеет одно происхождение с греческим "Гелиос". Первое упоминание - Ригведы. В период эпической мифологии (Махабхарата) становится одним из локопал и властителем одной из промежуточных сторон света. Жена - Лакшми.

Сурья - солнечная дева, женский вариант имени бога солнца Сурьи. В некоторых текстах является сестрой Ашвинов. Иногда отождествляется с Ушас.

0

15

Т

Тваштар - бог-мастер. Связан с культом огня (подобен греческому Гефесту). В ранней ведийской литературе считается отцом Индры.

Тилоттама - "совершеннейшая в каждой частице". В "Хариоанше" (кн.XIX "Махабхараты") названа в числе апсар, дочерей Кашьяпы и Муни.

Тримурти - доктрина о триединстве Брахмы, Вишну и Шивы (верховная триада богов). Сложилась в индуизме около середины I тыс. н.э. Функции трех богов в индуизме никогда строго не разграничивались. В позднем индуизме жизнь Брахмы ограничена определенным сроком - он умирает и рождается снова. Вишну и Шива живут вечно.

Трита - бог, олицетворение молнии. Древнее ведийское божество, культ которого уже в "Ригведе" начинает угасать. В эпический период имя Трита начинает принадлежать одному из второстепенных мудрецов, связанных с Агни. В Ведах одной из его функций было "отпущение греха" и принятие вины на себя.

0

16

У

Ума - светлая ипостась супруги Шивы Деви. Дочь Химавата (другие имена - Парвати, Гаури, Дурга, Деви и др.). Считается второй супругой Шивы, в которой возродилась древняя Сати.

Урваши - прекраснейшая из апсар. В одном из вариантов - дочь Брахмы. В "Ваю-пуране" считается дочерью Вишну и не относится ни к одному из двух видов апсар.

Ушас - богиня зари в ведийском пантеоне. Дочь Праджапати, в Ведах - сестра Ратри. Отождествляется с созвездием Рохини. Одно из имен Ушас в ведийской литературе - Дахана - "Горящая". В некоторых текстах Ушас - мать Ашвинов. Древний образ, имеющий многие параллели в индоевропейских мифологиях (имя одного происхождения с греч. Эос, лат. Аурора, лит. Аушра, рус. "утро" и др.). В послеведийскую эпоху фактически исчезает из пантеона.

0

17

Х

Хануман - "сломавший челюсть", "имеющий большие челюсти" - божественная обезьяна, главный советник царя обезьян Сугривы. Сын бога ветра Ваю и Анджаны. Обладал мудростью и отвагой, способностью летать, принимать любой облик, увеличиваться и уменьшаться в размерах. Образ восходит к культу обезьяньего божества, распространенному с древнейших времен. Один иэ главных героев "Рамаяны", где стал другом Вишну, воплотившегося в образе царя Рамы.

Хара - "разрушитель" - эпитет Рудры-Шивы.

Хари - одно из имен Вишну.

Хети - прародитель ракшасов. Возник из стопы Брахмы. Муж Каларатри.

Химават (Хималая) - в индийской литературе название гор Гималаев и божества, олицетворяющего их вершину.

Хираньякашипу - старший из демонов-дайтьев, царь асуров. Сын Кашьяпы и Дити.

Хришикеша - одно из имен Вишну.

Хутаваха - "возноситель жертвы" - один из эпитетов Агни, возникший в связи с ритуальной функцией огня, на котором сжигают жертву, когда Агни "возносит" жертву к богам.

0

18

Ч

Чамуида
- одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси.

Чандика
- одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси.

0

19

Ш

Шани (Шанайшчара) - "владыка планеты", персонификация Сатурна (Шани). Сын Вивасвата и Санджни, смертной женщины, копии богини Саранью, созданной ею самой, брат Ману и Тапати, по отцу - брат близнецов Ямы и Ями и бессмертных Ашвинов. Был проклят супругой за то, что долго пренебрегал ею и его взгляд "стал недобрым", губя все, на что падал взор Шани. Это проклятие стало причиной того, что голова Ганеши отделилась от тела.

Шанкара - "благодетельный" - эпитет Рудры.

Шарва - зловещее божество. В ведах является сыном Рудры, позднее олицетворяется с Шивой.

Шатакрату - "совершивший сто жертвоприношений (коня)" - эпитет Индры.

Шачи - дочь Пуломана. Жена Индры. Имя, произведенное от того же корня, что и эпитет Индры Шакра ("Могучий").

Шива - "милостивый" - одно из верховных божеств эпического и индуистского пантеонов. В период возникновения в индуизме концепции Тримурти, выступает в роли разрушителя вселенной. Более позднее имя Рудры. Перечень имен Шивы, достаточно обширный уже в эпосе, в позднем индуизме возрастает еще больше. Перечисление его многочисленных имен становится частью шиваитского ритуала, имеющей особое значение. У Шивы существует 28 аватар (воплощений) - главным образом в виде аскета. Супруг Парвати, отец Сканды, Ганеши и Камы.

0

20

Э

Экаштака - богиня, отождествляемая с Ратри, Ночью.

Эмуша - демон. О победе Индры над ним упоминается в "Ригведе". В Брахманах Эмуша - имя демонического вепря, поднявшего землю на клыке. Возможно это прототип знаменитой аватары Вишну.

0


Вы здесь » Симс 2 и Индийское кино - наши друзья навек » Боги и божества » От А до Я (Мифология Индии)